Skip to content
Новости
Back to news

Для Арктики разработают отдельные ГОСТы: итоги Международного Арктического Форума

cover
Publication date:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 апреля 2019 г. – Какой должна стать Арктика, чтобы в ней было комфортно бизнесу и жителям? «Умной», чистой и безопасной. Как регион сделать таким? На этот вопрос ответили представители власти, бизнеса и науки на панельной дискуссии Росстандарта «Доступная Арктика: стандарты, безопасность, экологичность» в рамках V Международного Арктического Форума. Модератором сессии выступил Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

На площадке в Санкт-Петербурге эксперты обсудили целый ряд вопросов от цифровых стандартов и технологий добычи ресурсов до VR-возможностей для освоения северных регионов.

Интерес к Арктике вызван не только объемами полезных ископаемых и биологических ресурсов, но и активным развитием в регионе многосторонних проектов в нефтегазовой сфере, транспортировке, машиностроении, биотехнологиях, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных. Поэтому, добавил замминистра, при развитии проектов в Заполярье «внимания требуют вопросы унификации технологий и обеспечения точности измерений, поскольку необходимы особые характеристики к износоустойчивости, низким температурам, безопасности оборудования».

Для разработки нормативно-технического регулирования и применения «арктических» технологий замминистра предложил создать открытую экспертную площадку, куда войдут представители от науки, бизнеса и государства. «В последующем такой «арктический кейс» способен стать примером формирования новых правил игры и расширения межотраслевой кооперации, а также международного сотрудничества в регионе, включая обмен наилучшими практиками и технологиями. Мы приглашаем к этой совместной работе все заинтересованные стороны», – отметил Алексей Беспрозванных.

Практическими бизнес-кейсами по реализации инвестиционных, инфраструктурных и экологических проектов в условиях Арктики также поделились статс-секретарь – вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления ПАО «ГМК «Норильский никель» Дмитрий Пристансков, заместитель начальника Департамента ПАО «Газпром» Татьяна Лобанова, заместитель генерального директора ОАО «ОК-Лоза» Сергей Бирюков. Государственный советник Российской Федерации и заместитель председателя Комитета ТПП России по природопользованию и экологии Ольга Штемберг предложила решения проблем конкурентоспособности бизнеса при работе в Арктике, в том числе законодательные.

Одной из центральных тем панельной сессии стала стандартизация. В сближении национальной системы стандартизации и лучших корпоративных практик вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Дмитрий Колодяжный видит условие для преодоления технологических барьеров в развитии Северного морского пути – одной из важнейших мировых транспортных артерий. По его словам, модернизация флота под нужды Арктики потребует строительства судов нового поколения. О необходимом нормативном техническом обеспечении судостроения рассказал директор Крыловского государственного научного центра Константин Горяев.

Первым шагом в этой работе стало подписание соглашения в рамках сессии между техническими комитетами по стандартизации «Проведение исследований в полярных регионах» (ТК 187) и «Судостроение» (ТК 005) о совместной разработке «арктических» стандартов. Аналогичный документ подписан между ТК 187 и техническим комитетом «Дорожный транспорт» (ТК 056). Как отметил председатель ТК 187, директор АНО «Полярная инициатива» Никита Куприков, экстремально низкие температуры и отсутствие развитой инфраструктуры в полярных регионах предъявляют более высокие требования к колесной и морской технике, в отличие от обычных машин. Сегодня примером такой специальной техники для Арктики является арктический вездеход, созданный КАМАЗом, рассказал заместитель главного конструктора предприятия Андрей Савинков.

Отдельной темой стала экологичность работы в Арктике. По мнению директора НИИ «Центр экологической промышленной политики» Дмитрия Скобелева, модернизировать производство и внедрить экологичные технологии в практику позволят наилучшие доступные технологии (НДТ). На сегодняшний день утвержден 51 справочник НДТ, где впервые прописаны унифицированные технологии в области защиты окружающей среды при их внедрении на промышленных предприятиях. Некоторые из этих справочников могут быть адаптированы для решения задач промышленности в арктической зоне.

Развитие региона невозможно без развития рынка труда и стандартов подготовки кадров для Арктического региона, подчеркнула ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова.

В конце дискуссии участникам были представлены технологии виртуальной реальности и «каска будущего», а также возможности их применения при освоении Арктики.

«Искусственный интеллект, 5G, дополненная и виртуальная реальность, роботехника – эти сферы являются наиболее перспективными для закрепления в «арктических» ГОСТах. При этом уже сейчас ведется работа над стандартизацией технологий больших данных, аддитивного производства, автономных транспортных средств. «Арктические» стандарты лягут в основу инфраструктурного, технологического, но при этом экологичного развития Заполярья. А создание площадки для системной работы над документами позволит добиться массового, а не штучного применения инноваций в Арктике. Это станет определяющим фактором при установлении технологического лидерства в регионе в конкурентных международных условиях», – отметил по итогам сессии глава Росстандарта Алексей Абрамов.

  • MK_04037
  • MK_04076
  • MK_04076
  • imgonline-com-ua-Resize-If4QCxrlKwicwM
  • MK_04104
  • imgonline-com-ua-Resize-M0RsOZB1sH
  • imgonline-com-ua-Resize-JomrH49IFu
  • imgonline-com-ua-Resize-IO8CqGNo9mtYccPv
  • imgonline-com-ua-Resize-H0xVlHPovT41TF
Share this news
  • Для Арктики разработают отдельные ГОСТы: итоги Международного Арктического Форума

Related news
Done